Паспорт безопасности химической продукции по ГОСТ или MSDS представляет собой техдокументацию, которая в неукоснительном порядке должна оформляться на химическую продукцию для обеспечения безопасности потребителей.
Документ включает сведения о показателях, уровне безопасности химпродукции и опасностях, сопряженных с использованием изделия/вещества. Кроме того, паспорт включает информацию о поставщиках, производителях и других компаниях, которые участвуют в разработке и выводе на рынок указанного изделия.
Затрагивает ПБ и потребителей – в нём прописываются правила пользования товара. Если необходимо транспортировать химический товар через госграницу в страны ЕС, необходимо сделать лист MSDS (Material Safety Data Sheet) – по факту, это тот же паспорт безопасности, только международный аналог. В России этот документ оформляется по нормам ГОСТ 30333-2007, а за границей – в соответствии с международными требованиями.
Существуют и различия между этими документами – отечественный паспорт, оформляемый согласно вышеуказанному ГОСТу, выдается сроком до трех лет (если речь идёт о химических изделиях высокого уровня опасности). Если же проверке подвергаются товары среднего уровня опасности, то срок действия выданного паспорта увеличивается до пяти лет.
Лист MSDS, международный вариант паспорта, выдаётся бессрочно. Оформляется он в случаях, когда требуется экспортировать изделия в другие страны.
Какие товары требуют оформления ПБ?
Паспорт химической безопасности, который оформляется по ГОСТу 30333, необходимо оформлять на следующие виды изделий, веществ, товаров:
- полезные ископаемые. На этот вид природных богатств необходимо оформлять паспорт безопасности. В том числе, если речь идет о добыче углеводородов, которые можно применять после переработки или сразу же после добычи в сфере производства;
- парфюмерия и косметика – следует оформлять ПБ, если речь идёт о средствах, которые наносятся на кожу человека, волосы или слизистые оболочки с целью их очищения, придания им другого вида или ухода;
- лекарства, которые используются для лечения, в профилактических и диагностических целях, в реабилитационном периоде, а также препараты для беременных и кормящих, обладающие определенной дозировкой;
- радиоактивные вещества;
- средства, которые выпускаются по закрытым номенклатурам (которые применяются в оборонном комплексе);
- продукты питания, которые определены вышеуказанным государственным стандартом.
Часто при транспортировке продукции определенного типа может требоваться паспорт безопасности химического вещества. Например, речь идёт о зарядных устройствах (при этом на готовые товары ПБ не оформляются). При необходимости можно оформить отказное письмо, которое подтвердит, что на тот или иной товар паспорт можно не оформлять.
В обязательном порядке ПБ оформляют на:
- вещества высокой опасности;
- токсичные, био-аккумулятивные продукты;
- продукция, для которой требуется авторизация (Регламент REACH).
Оформление паспорта безопасности химической продукции также требуется для ряда других товаров, которые вошли в соответствующие перечни.
В каких случаях требуется паспорт безопасности?
Данный технический документ нужен в таких случаях:
- транспортировка изделий автотранспортом по территории России (согласно нормам международной ассоциации о перевозке товаров);
- транспортировка продукции по воздуху;
- транспортировка опасных веществ посредством железнодорожного сообщения;
- в ходе экспорта товаров может потребоваться оформление не только MSDS листа, но и российского ПБ – это связано с тем, что прежде чем груз покинет страну, он будет транспортироваться компанией до государственной границы по территории России. Разработка ПБ осуществляется на русском/английском языках, однако при необходимости осуществляется перевод данного документа на любой другой иностранный язык.
Кроме того, разработка паспорта безопасности химической продукции должна осуществляться на товары, которые планируется производить, утилизировать, перерабатывать. Также документ требуется предъявить, если предприниматель планирует оформлять СГР, проходить добровольную сертификацию, оформлять лицензию на свою деятельность.
Разработка паспорта в центре «Востоктест»
Наши специалисты помогут на всех этапах разработки этого технического документа. В том числе, вам могут потребоваться следующие услуги:
- первичный процесс разработки;
- продление технической документации;
- её переиздание (как для добавления новых сведений в документацию, так и при изменении состава, и смены адреса изготовления, юридического адреса предприятия, его реквизитов, наименования).
Регистрация ПБ
Обязательным процессом является регистрация паспорта безопасности химической продукции в реестре Ассоциации НП КИЦ СНГ. Регистрация осуществляется после составления данного разрешительного технического документа. Осуществить регистрацию можно только после того, как предприниматель составил документ, и только в том случае, если ПБ отвечает нормам ГОСТов и не нарушает требования иных нормативных документов. При малейшем отклонении от установленных стандартом требований регистрация документа становится невозможной.
В случае если первично выдается отрицательное решение по регистрации паспорта, то предприниматель получает четырнадцать дней на возможное исправление техдокументации. Также отрицательный ответ может прийти в том случае, если был предоставлен неполный комплект документов, либо если сведения из документации предоставлены неверно.
Разделы паспорта
При оформлении паспорта безопасности химической продукции необходимо учитывать, что он должен включать в себя следующие разделы:
- титульная страница (коды и наименование продукции, код технического документа, сроки использования паспорта, реквизиты компании, описание вещества, перечень нормативной документации на товар (ГОСТ);
- приложение «А» (правила перевозки, перечень физико-химических показателей изделия и компонентов в его составе);
- полная информация об изготовителе;
- информация о компании-поставщике;
- заключение об уровне опасности вещества;
- данные о маркировке;
- состав продукции;
- первая помощь потребителям и рабочей группе при работе с веществом;
- перечень симптомов;
- нормы пожарной безопасности;
- методы ликвидации ЧС;
- нормы предотвращения опасного воздействия на человека, природу, сооружения и материальные блага;
- нормы хранения подконтрольной продукции;
- правила приёмочных, разгрузочно-погрузочных работ;
- меры безопасности обращения с товаром;
- нормы и условия хранения изделий;
- правила контроля за СИЗ;
- описание рабочих пространств, которые должны подлежать обязательной проверке;
- нормы допустимых значений опасности в рабочей среде;
- перечень средств защиты;
- химические, физические свойства продукции;
- показатели, которые являются основополагающими для продукции;
- агрегатное состояние вещества;
- химические свойства и особенности взаимодействия с другими веществами (а также перечень условий, которые должны быть исключены в ходе применения продукции);
- токсические свойства и особенности воздействия;
- ткани и органы, которые могут быть поражены у человека, который взаимодействует с опасным веществом;
- информация об опасности для человека при контакте с веществом;
- характеристики, свидетельствующие об острой интоксикации;
- сведения о воздействии на внешнюю среду, данные о возможном поражении объектов окружающей среды, фауны, флоры;
- важные характеристики, которые будут способствовать возможному снижению данного воздействия;
- раздел с информацией, какие меры предосторожности необходимо соблюдать для ликвидации отходов, как обезопасить процесс и условия (как правильно утилизировать отходы, в том числе и упаковочные материалы);
- сведения, которые необходимы перевозчику;
- сведения касательно норм российских законов (и международных стандартов);
- дополнительные сведения (правила переиздания ПБ, источники сведений, указанных в паспорте).
Как оформить паспорт?
Чтобы разработать и зарегистрировать паспорт безопасности, предприниматель должен обратиться в центр сертификации «Востоктест». Наши специалисты помогут вам на всех этапах. Как правило, процесс оформления ПБ осуществляется по следующему алгоритму:
- Обращение предпринимателя в центр «Востоктест»;
- Проведение бесплатной консультации нашими специалистами;
- Идентификация товара, присвоение ему идентификационного кода (если он ещё не присвоен);
- Сбор пакета документов, анализ необходимых сведений;
- Составление паспорта безопасности;
- Оформление заявки по установленному образцу;
- Регистрация паспорта безопасности вещества и его выдача заявителю.
Чтобы получить этот технический документ, предприниматель должен предоставить:
- ИНН, ОГРН организации;
- реквизиты заявителя;
- сведения о производителе;
- подробные сведения о товаре;
- данные о поставщике;
- полный перечень технической документации, согласно которой производится продукция;
- другие документы (какие именно сведения потребуются для работы, вы можете узнать у специалистов центра «Востоктест»).
Некоторые документы можно предоставить нам в электронном формате. Если подаете ряд документов на иностранном языке, их необходимо снабдить переводом на русский.
Для оформления паспорта химической безопасности обращайтесь в центр «Востоктест». Специалист ознакомится с вашими материалами и составит стоимость оказания услуги.
Вопрос - ответ
Как оформить паспорт безопасности химической продукции?
Действия в процессе оформления документа с помощью экспертов центра «Востоктест» выстраиваются поэтапно:
- Подача клиентом запроса в центр сертификации. Сделать это можно посредством заявки на сайте, по номеру телефона или эл. почте — в зависимости от ваших предпочтений.
- Консультации по возникающим вопросам, определение стоимости услуги, согласование сроков и нюансов предстоящего сотрудничества, разработка и подписание договора.
- Получение от заявителя всех необходимых документов, сведений и материалов.
- Проведение лабораторных экспертиз продукции (если требуется экспертиза).
- Написание экспертами текста документа и согласование с заказчиком.
Если паспорт составляется по ГОСТу, проводится его государственная регистрация.
Кто разрабатывает паспорт безопасности химической продукции?
Составление паспорта безопасности (ПБ) – это законодательная обязанность производителя продукции химической и другой промышленности. Он может подготовить документ своими силами или обратиться к экспертам центра «Востоктест». Вторая альтернатива оптимальна, если в штате организации отсутствуют специалисты с необходимыми знаниями и опытом.
Сотрудники центра сертификации предоставят подробную информацию и консультации по вопросам оформления и регистрации ПБ, помогут в разработке документа в соответствии со спецификой товара, требованиями закона.
Для кого нужен паспорт безопасности?
Оформление ПБ необходимо производителям потенциально опасной продукции, которая при несоблюдении условий использования, хранения или утилизации способна причинить вред здоровью граждан и экологической обстановке: бытовой химии, лаков и красок, химических и горючих веществ и т.д.
ПБ обязательно требуется:
- для проведения оценки;
- легальной продажи товара;
- его таможенного оформления;
- безопасного хранения и транспортировки товара;
- участия в закупочных процедурах.
Согласно российскому законодательству, производитель должен предоставить ПБ покупателю по его первому требованию.